воскресенье, 15 декабря 2013 г.

Алексей Ильинов: Штрассеризм и европейское правое движение после 1945 года и в наши дн

 

Наблюдая за всякими там обличителями так называемых «криптолевых» и прочими «борцами за чистоту правых рядов», которых, в общем то,  немало развелось в том же российском «правом» Интернете, невольно задаёшься вопросом: «А понимают ли эти, так сказать, «блюстители  чистоты», что на дворе давно уже 2010-е годы, а никак не 1920-е и 1930-е? А понимают ли они, что все их «кумиры» — это давно уже политические  трупы, причём отвратительно пахнущие и отвергнутые думающими правыми? Осознают ли они, что вся их «атрибутика» давно уже покоится на  пыльной полке Глобального Супермаркета наряду с упаковкой «Кока-Колы» и прочими «радостями» цивилизации?». Однако больше всего печалит  то, что, как правило, подавляющее большинство «идейных» правых имеют весьма смутное представление о генезисе европейской правой  идеологии, претерпевшей серьёзные изменения после 1945 года. Ещё в советские годы была издана очень дельная и информативная книга  западногерманского историка Рейнхарда Опитца «Фашизм и неофашизм» (М., «Прогресс», 1988), во второй части которой прямо сообщалось, что  почти сразу же после крушения нацистского «рейха» в Германии и в Европе активизировались именно левые революционные  национал-социалисты, связанные с Отто Штрассером (1897-1974), который в то время находился в эмиграции, и его национал-революционным  антигитлеровским движением «Schwarze Front» («Чёрный Фронт»). Нынешние «критики» Грегора Штрассера, ведущего организатора НСДАП и  второго по значимости лидера в партии национал-социалистов, и его младшего брата Отто порой напоминают персонажа из одного анекдота,  назвавшего Маркса и Энгельса «мужем и женой». Братьев Штрассеров, вроде бы, «обличают», но вот суть их программных требований и  последующую эволюцию их идей как-то и не особенно рассматривают. Тут, естественно, явно сказывается общая неосведомлённость и чересчур  догматический, лишённый, в принципе, вдумчивого критического анализа, взгляд на германский национальный социализм и его отличие от,  собственно, «гитлеризма» как разновидности вождистско-охлократической диктатуры, ставшей, к прискорбию, прислугой международной  банковско-олигархической системы и несущей определённую ответственность за установление пресловутого «Нового Мирового Порядка» под  звёздно-полосатым флагом с его типично расистской концепцией «золотого миллиарда».
После окончания Второй Мировой войны фактически всё европейское правое национал-революционное движение так или иначе обратилось к  идеям Отто Штрассера, в середине 1950-х годов вернувшегося из изгнания в Западную Германию, и левых антикапиталистических  национал-социалистов, национал-солидаристов и даже, как это не парадоксально, «национальных антифашистов». Ну а современное  «третьепутистское» движение 2000-х годов, включая и российское, ещё более тесно связано с штрассеризмом и прочими его «право-левыми»  разновидностями.
 

Пик наибольшей активности революционных штрассеровцев в Европе приходится на 1960-е и 1970-е годы. Ближе к концу 1960-х годов крепкая и  влиятельная штрассеровская фракция появилась в Национал-Демократической Партии Германии (НДПГ), самой крупной партии немецких крайне  правых. Именно она сыграла ведущую роль в отстранении от партийного руководства Адольфа фон Таддена (Adolf von Thadden), её лидера, и  внесла существенные изменения в её идеологию, которая стала ещё более контркапиталистической, антибуржуазной и  народническо-социалистической. Штрассеровцы в НДПГ решительно осудили косный реакционный гитлеризм и приложили немало усилий для  изживания его в партийных рядах.
В 1982 году знаменитый ультраправый НС-радикал Михаэль Кюнен (Michael Kuhnen) опубликовал штрассеровский по содержанию памфлет  «Прощание с Гитлером», ставший руководством для многих революционных национал-социалистов Европы. Небольшая партия Volkssozialistische  Bewegung Deutschlands/Partei der Arbeit (Народно-социалистическое Движение Германии/Рабочая Партия), запрещённая немецкими властями в 1982  году, была также штрассеровской и левой национал-социалистической. Её приемником стал «Националистический Фронт», призывавший к  «антиматериалистической культурной революции» и «антикапиталистической социальной революции». В конце 1980-х годов Freiheitliche Deutsche  Arbeiterpartei (Свободная Германская Рабочая Партия) под руководством Фридхельма Буссе (Friedhelm Busse) взяла курс на  антикапиталистический национал-социализм с отчётливо штрассеровским уклоном.
В Великобритании штрассеровцы появились в начале 1970-х годов как инициативная группа в составе «Национального Фронта» (National Front).  Вокруг партийного издания «Britain First» сложился круг авторов, куда входили Дэвид Мак Калден (David McCalden), Дэнис Пири (Denis Pirie) и  Ричард Лоусон (Richard Lawson), оппозиционно настроенные против главы партии Джона Тиндэлла (John Tyndall). Они заключили союз с Джоном  Кингсли Ридом (John Kingsley Read) и вместе с ним ушли в «Национальную Партию» (National Party). «Национальная Партия» разработала внятную  социал-экономическую программу, опиравшуюся в том числе и на взгляды Отто Штрассера, и призвала британский пролетариат к действиям во имя  завоевания права на труд. Тем не менее организационная деятельность партии вскоре сошла на нет во многом из-за её лидера Рида и ухода  основных активистов-штрассеровцев.
Эндрю Бронс (Andrew Brons) в начале 1980-х годов рискнул снова переформатировать идеологию «Национального Фронта» и перенаправить её в  штрассеровское русло. Но полноценная фракция так и не сложилась в официальном «Национальном Фронте» и отошла на периферию вместе с  утратившим лидерство Ричардом Лоусоном. В конечном итоге эта группа «политических солдат» (Political Soldier) стала апеллировать к  традиционно-социалистическому дистрибутизму с сильнейшей антикапиталистической риторикой. Впоследствии британское  национал-революционное сообщество «Интернациональная Третья Позиция» (International Third Position) встало на позиции  социал-националистического революционного штрассеризма.
В этой среде сложились оригинальные взгляды небезызвестного идеолога и теоретика «третьего пути» Троя Саутгейта (Troy Southgate) -  музыканта, контркультурного публициста, национал-большевика, евразийца и, позднее, национал-анархиста. Идейно-мировоззренческая  платформа организаций «Английское Националистическое Движение» (English Nationalist Movement) и «Национал-Революционная Фракция»  (National Revolutionary Faction), в которых он активно участвовал, тоже основывалась на идеях Штрассера. В декабре 2010 года увидела свет  двухсотстраничная биография Отто Штрассера «Otto Strasser: The Life and Times of a German Socialist» («Отто Штрассер: Жизнь и эпоха германского  социалиста»), написанная Саутгейтом и изданная издательством «Black Front Press».
В других европейских странах «третьепутистские» группы были не менее распространены и активны. Особенно много их было в Италии, где  штрассеровский левый национал-социализм нашёл большую поддержку среди правых радикалов-антикапиталистов. Во Франции штрассеровскими  были объединения «Groupe Union Defense» и «Renouveau Francais» с соответствующими пунктами экономической программы.
Значительное переосмысление национал-социализма и его левого базиса осуществил в 1984 году датский национал-социалист Поуль Хайнрих  Риис-Кнудсен (Povl Heinrich Riis-Knudsen) в работе «National Socialism: A Left-Wing Movement» («Национал-социализм: Левое движение»). Кнудсен  пишет, что большинство социальных улучшений в обществе за последнее столетие осуществилось благодаря нажиму левых на правых  консерваторов. И даже больше того — он обвиняет правых в несостоятельности и считает, что именно их традиционно-консервативная упёртость  стала причиной появления левой, прежде всего марксистской, революционной мысли. Кнудсен с большой симпатией относился к советскому  национал-коммунизму и встал на позиции, близкородственные «евросоветизму» Жана-Франсуа Тириара, великого европейского  национал-большевика. В 1978 году он посетил СССР, что повергло в шок датских правых. Он открыто заявил, что именно Россия-СССР является  спасителем арийской расы, а никак не США. И затем в своей книге о левом национал-социализме он окончательно обозначил свой разрыв с  прозападными нацистами.  
В 1990-х и 2000-х годах рост штрассеровских организаций наблюдается повсеместно в Европе, в Америке, в России и даже в Австралии и Новой  Зеландии. На самом деле ареал распространения левого антинацистского национал-социализма, национал-большевизма и национал-анархизма  внушителен. В Греции, например, существует штрассеровский проект национал-автономов «Mavros Krinos» («Чёрная Лилия»), стоящий на позициях  революционного национал-социализма и антикапитализма. В США экзотический ультраправый радикал и наци-расист Том Метцгер (Tom Metzger),  глава воинствующего «Белого Арийского Сопротивления» (White Aryan Resistance (WAR)), познакомившийся с текстами Михаэля Кюнена, отчасти  заинтересовался штрассеризмом, но его вряд ли можно назвать адекватным левым национал-социалистом, хотя его контакты с исламистами  (например, с «Нацией Ислама») особенно любопытны.
Таким образом у штрассеровского движения после 1945 года есть немало последователей и продолжателей в Европе и во всём мире. Разумеется,  что кто-то углубленно изучает наследие Грегора и Отто Штрассеров и европейских консервативных революционеров, а кто-то берёт из него лишь  отдельные фрагменты, необходимые для оформления своих взглядов. Бесспорно одно — у антикапиталистического  национально-ориентированного социализма, критически преодолевшего противоречия и убийственные крайности века минувшего, есть будущее в  XXI столетии, когда права народов и самоотверженная борьба с капиталократической глобализацией выходят на первый план. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий