Алексей Ильинов: Штрассеризм и европейское правое движение после 1945 года и в наши дн
Наблюдая за всякими там обличителями так называемых «криптолевых» и
прочими «борцами за чистоту правых рядов», которых, в общем то, немало
развелось в том же российском «правом» Интернете, невольно задаёшься
вопросом: «А понимают ли эти, так сказать, «блюстители чистоты», что на
дворе давно уже 2010-е годы, а никак не 1920-е и 1930-е? А понимают ли
они, что все их «кумиры» — это давно уже политические трупы, причём
отвратительно пахнущие и отвергнутые думающими правыми? Осознают ли они,
что вся их «атрибутика» давно уже покоится на пыльной полке
Глобального Супермаркета наряду с упаковкой «Кока-Колы» и прочими
«радостями» цивилизации?». Однако больше всего печалит то, что, как
правило, подавляющее большинство «идейных» правых имеют весьма смутное
представление о генезисе европейской правой идеологии, претерпевшей
серьёзные изменения после 1945 года. Ещё в советские годы была издана
очень дельная и информативная книга западногерманского историка
Рейнхарда Опитца «Фашизм и неофашизм» (М., «Прогресс», 1988), во второй
части которой прямо сообщалось, что почти сразу же после крушения
нацистского «рейха» в Германии и в Европе активизировались именно левые
революционные национал-социалисты, связанные с Отто Штрассером
(1897-1974), который в то время находился в эмиграции, и его
национал-революционным антигитлеровским движением «Schwarze Front»
(«Чёрный Фронт»). Нынешние «критики» Грегора Штрассера, ведущего
организатора НСДАП и второго по значимости лидера в партии
национал-социалистов, и его младшего брата Отто порой напоминают
персонажа из одного анекдота, назвавшего Маркса и Энгельса «мужем и
женой». Братьев Штрассеров, вроде бы, «обличают», но вот суть их
программных требований и последующую эволюцию их идей как-то и не
особенно рассматривают. Тут, естественно, явно сказывается общая
неосведомлённость и чересчур догматический, лишённый, в принципе,
вдумчивого критического анализа, взгляд на германский национальный
социализм и его отличие от, собственно, «гитлеризма» как разновидности
вождистско-охлократической диктатуры, ставшей, к прискорбию, прислугой
международной банковско-олигархической системы и несущей определённую
ответственность за установление пресловутого «Нового Мирового Порядка»
под звёздно-полосатым флагом с его типично расистской концепцией
«золотого миллиарда».
После окончания Второй Мировой войны фактически всё европейское правое
национал-революционное движение так или иначе обратилось к идеям Отто
Штрассера, в середине 1950-х годов вернувшегося из изгнания в Западную
Германию, и левых антикапиталистических национал-социалистов,
национал-солидаристов и даже, как это не парадоксально, «национальных
антифашистов». Ну а современное «третьепутистское» движение 2000-х
годов, включая и российское, ещё более тесно связано с штрассеризмом и
прочими его «право-левыми» разновидностями.
Пик наибольшей активности революционных штрассеровцев в Европе
приходится на 1960-е и 1970-е годы. Ближе к концу 1960-х годов крепкая
и влиятельная штрассеровская фракция появилась в
Национал-Демократической Партии Германии (НДПГ), самой крупной партии
немецких крайне правых. Именно она сыграла ведущую роль в отстранении
от партийного руководства Адольфа фон Таддена (Adolf von Thadden), её
лидера, и внесла существенные изменения в её идеологию, которая стала
ещё более контркапиталистической, антибуржуазной и
народническо-социалистической. Штрассеровцы в НДПГ решительно осудили
косный реакционный гитлеризм и приложили немало усилий для изживания
его в партийных рядах.
В 1982 году знаменитый ультраправый НС-радикал Михаэль Кюнен (Michael
Kuhnen) опубликовал штрассеровский по содержанию памфлет «Прощание с
Гитлером», ставший руководством для многих революционных
национал-социалистов Европы. Небольшая партия Volkssozialistische
Bewegung Deutschlands/Partei der Arbeit (Народно-социалистическое
Движение Германии/Рабочая Партия), запрещённая немецкими властями в
1982 году, была также штрассеровской и левой национал-социалистической.
Её приемником стал «Националистический Фронт», призывавший к
«антиматериалистической культурной революции» и «антикапиталистической
социальной революции». В конце 1980-х годов Freiheitliche Deutsche
Arbeiterpartei (Свободная Германская Рабочая Партия) под руководством
Фридхельма Буссе (Friedhelm Busse) взяла курс на антикапиталистический
национал-социализм с отчётливо штрассеровским уклоном.
В Великобритании штрассеровцы появились в начале 1970-х годов как
инициативная группа в составе «Национального Фронта» (National Front).
Вокруг партийного издания «Britain First» сложился круг авторов, куда
входили Дэвид Мак Калден (David McCalden), Дэнис Пири (Denis Pirie) и
Ричард Лоусон (Richard Lawson), оппозиционно настроенные против главы
партии Джона Тиндэлла (John Tyndall). Они заключили союз с Джоном
Кингсли Ридом (John Kingsley Read) и вместе с ним ушли в «Национальную
Партию» (National Party). «Национальная Партия» разработала внятную
социал-экономическую программу, опиравшуюся в том числе и на взгляды
Отто Штрассера, и призвала британский пролетариат к действиям во имя
завоевания права на труд. Тем не менее организационная деятельность
партии вскоре сошла на нет во многом из-за её лидера Рида и ухода
основных активистов-штрассеровцев.
Эндрю Бронс (Andrew Brons) в начале 1980-х годов рискнул снова
переформатировать идеологию «Национального Фронта» и перенаправить её в
штрассеровское русло. Но полноценная фракция так и не сложилась в
официальном «Национальном Фронте» и отошла на периферию вместе с
утратившим лидерство Ричардом Лоусоном. В конечном итоге эта группа
«политических солдат» (Political Soldier) стала апеллировать к
традиционно-социалистическому дистрибутизму с сильнейшей
антикапиталистической риторикой. Впоследствии британское
национал-революционное сообщество «Интернациональная Третья Позиция»
(International Third Position) встало на позиции
социал-националистического революционного штрассеризма.
В этой среде сложились оригинальные взгляды небезызвестного идеолога и
теоретика «третьего пути» Троя Саутгейта (Troy Southgate) - музыканта,
контркультурного публициста, национал-большевика, евразийца и, позднее,
национал-анархиста. Идейно-мировоззренческая платформа организаций
«Английское Националистическое Движение» (English Nationalist Movement) и
«Национал-Революционная Фракция» (National Revolutionary Faction), в
которых он активно участвовал, тоже основывалась на идеях Штрассера. В
декабре 2010 года увидела свет двухсотстраничная биография Отто
Штрассера «Otto Strasser: The Life and Times of a German Socialist»
(«Отто Штрассер: Жизнь и эпоха германского социалиста»), написанная
Саутгейтом и изданная издательством «Black Front Press».
В других европейских странах «третьепутистские» группы были не менее
распространены и активны. Особенно много их было в Италии, где
штрассеровский левый национал-социализм нашёл большую поддержку среди
правых радикалов-антикапиталистов. Во Франции штрассеровскими были
объединения «Groupe Union Defense» и «Renouveau Francais» с
соответствующими пунктами экономической программы.
Значительное переосмысление национал-социализма и его левого базиса
осуществил в 1984 году датский национал-социалист Поуль Хайнрих
Риис-Кнудсен (Povl Heinrich Riis-Knudsen) в работе «National Socialism: A
Left-Wing Movement» («Национал-социализм: Левое движение»). Кнудсен
пишет, что большинство социальных улучшений в обществе за последнее
столетие осуществилось благодаря нажиму левых на правых консерваторов. И
даже больше того — он обвиняет правых в несостоятельности и считает,
что именно их традиционно-консервативная упёртость стала причиной
появления левой, прежде всего марксистской, революционной мысли. Кнудсен
с большой симпатией относился к советскому национал-коммунизму и встал
на позиции, близкородственные «евросоветизму» Жана-Франсуа Тириара,
великого европейского национал-большевика. В 1978 году он посетил СССР,
что повергло в шок датских правых. Он открыто заявил, что именно
Россия-СССР является спасителем арийской расы, а никак не США. И затем в
своей книге о левом национал-социализме он окончательно обозначил свой
разрыв с прозападными нацистами.
В 1990-х и 2000-х годах рост штрассеровских организаций наблюдается
повсеместно в Европе, в Америке, в России и даже в Австралии и Новой
Зеландии. На самом деле ареал распространения левого антинацистского
национал-социализма, национал-большевизма и национал-анархизма
внушителен. В Греции, например, существует штрассеровский проект
национал-автономов «Mavros Krinos» («Чёрная Лилия»), стоящий на
позициях революционного национал-социализма и антикапитализма. В США
экзотический ультраправый радикал и наци-расист Том Метцгер (Tom
Metzger), глава воинствующего «Белого Арийского Сопротивления» (White
Aryan Resistance (WAR)), познакомившийся с текстами Михаэля Кюнена,
отчасти заинтересовался штрассеризмом, но его вряд ли можно назвать
адекватным левым национал-социалистом, хотя его контакты с исламистами
(например, с «Нацией Ислама») особенно любопытны.
Таким образом у штрассеровского движения после 1945 года есть немало
последователей и продолжателей в Европе и во всём мире. Разумеется, что
кто-то углубленно изучает наследие Грегора и Отто Штрассеров и
европейских консервативных революционеров, а кто-то берёт из него лишь
отдельные фрагменты, необходимые для оформления своих взглядов.
Бесспорно одно — у антикапиталистического национально-ориентированного
социализма, критически преодолевшего противоречия и убийственные
крайности века минувшего, есть будущее в XXI столетии, когда права
народов и самоотверженная борьба с капиталократической глобализацией
выходят на первый план.
Комментариев нет:
Отправить комментарий