суббота, 8 февраля 2014 г.

Развитие сельского хозяйства в современных условиях

Руководитель международной сети экспертов-инноваторов «Всемирная Сеть деревень» (GLOBAL VILLAGES NETWORK) Франц Нарада и директор Института общественных и гуманитарных инициатив (ИОГИ) Глеб Тюрин обсуждают наличие стратегических перспектив у российских деревень, отвечая на вопросы корреспондента ИА REGNUM.


Ф.Н.: Я пригласил принять участие в этом разговоре директора Института общественных и гуманитарных инициатив (ИОГИ) Глеба Тюрина, который создал в Архангельской области замечательный опыт развития, чьи книги вдохновили многих людей во многих странах. Это он будет заниматься практической работой по развитию в российских деревнях.
Мне представляется, что для начала надо создать некое общее понимание того, что такое сельское развитие в современных условиях, как оно строится, в чем заключается этот процесс.
Местное развитие – это развитие определенного места, конкретной территории – деревни, поселка, района – силами этой территории. Вот есть деревня, некая локальная территория, и она должна жить, она должна развиваться.
Корр.: А это нужно, чтобы те или иные населенные пункты жили и развивались?
Ф.Н.: Это очень важно. Развитие «локальности» становится знамением нашего времени. Локальные территории должны жить, локальные рынки должны развиваться, чтобы могли жить регионы. Кризис очередной раз с неумолимой логикой показал это. Если большая часть товаров, которые потребляются в регионе, в него завозится, и значительная часть производимых товаров вывозится, то падение чужих рынков, неизбежно обрушит производство и потребление в вашем регионе. И это падение может быть катастрофическим. Наличие местного рынка, обеспеченного местными товарами, становится одной из главных подушек безопасности, и общий экономический хаос не оказывает на вас такого воздействия, как на других.
Г.Т.: Поэтому, скажем, в Америке уже на протяжении ряда лет набирает обороты явление, которое назвали релокализацией (возврат к локальности). Это стратегия развития, которая делает упор на местное производство продуктов питания, энергии, товаров потребления, которая направлена на то, чтобы усилить местный обмен, местное управление, местную культуру. Об этом не просто говорят и пишут, с этим работают. Уже тысячи, сотни сообществ, графств реализуют эту стратегию на практике. В ряде штатов взяли на вооружение принцип: продукты питания должны привозиться с расстояния не больше ста миль.
Ф.Н.: Подобный подход можно встретить во многих странах: в Канаде, Англии, Чили, Сербии, Литве, Киргизии, Таиланде, Кении… Всюду идет работа с местным развитием. Всюду люди стали осознавать, что для того, чтобы сделать свою жизнь более успешной и защищенной, надо сделать ее гораздо более локальной. Это не означает разрыв глобальных связей. Это означает необходимость усиления локальных связей. Это означает придание глобальным связям совершенно нового смысла. Это значит создание большого мира, который представляет собой союз и сосуществование большого количества локальных сообществ.
Словом, местные вопросы вышли на повестку дня.
Но нужно понимать, что развитие локальных, в частности – сельских территорий – это очень непростая задача. Это развитие требует очень существенных изменений. Оно не получится, если просто поддерживать то, что существовало прежде. Надо быть реалистами: местные рынки нельзя даже сохранить в том виде, в котором они существовали прежде. Как нельзя сохранить деревню в том виде, в котором она существовала прежде… Местные рынки в подавляющем большинстве архаичны, неэффективны, неконкурентоспособны. Их надо строить заново, на новых основаниях.
Г.Т.: Последние десятилетия мы жили в индустриальном обществе, которое постоянно укрупняло производства, уничтожая маленькие деревушки, городки, постепенно перемещая людей в города. Массовое производство товаров стало абсолютно доминирующим. Оно создало мощную инфраструктуру продвижения товаров, которая в городах создала громадные торговые центры и заполонила самые крошечные локальные рынки.
Ф.Н.: Село почти повсеместно оказалось зоной неконкурентоспособности, бедности, даже нищеты. Оно сегодня по факту уступило свой внутренний рынок и практически не может претендовать на свои человеческие ресурсы, лишено производительных сил: молодежь большей частью уезжает.
Корр.: Как сделать село «конкурентоспособным»?
Г.Т.: Лучше ставить вопрос: как сделать так, чтобы частью сельского образа жизни стали современные способы создания богатства. Замечательный современный мыслитель Роберта Верцола написал, что богатство сегодня – это сочетание двух элементов: способности природы воспроизводить саму себя и безграничных возможностей роста человеческого знания. Знание (информация) в нынешнем мире играет определяющую роль. Все, что создает богатство сейчас, в значительной степени состоит из знаний.
Ф.Н.: Знание совершенно изменило мир. Мы порой не отдаем себе в этом отчета. Современное развитие – это постоянное изменение, основанное на росте знаний – информации, которая направлена на изменение использования ресурсов, создает новые возможности.
Самая полезная информация спрессована в технологии. Чтобы становиться богатыми, люди должны уметь использовать технологии. Современное богатство строится на технологиях, на знаниях, которые позволяют использовать эти технологии. Как привнести в сельскую реальность современные технологии и те возможности, которые они создают, как открыть для бедных территорий возможности экономики знаний.
Г.Т.: До недавнего времени внедрение технологий в сельскую действительность казалось совершенно нереальным, поскольку технологии были почти монопольным владением городов. Индустриализация по существу разрушила традиционную систему знаний, на которой деревня жила до ХХ века. Когда-то в распоряжении крестьянина был огромный свод знаний, полученных от предков. Человек был частью природы. Все это почти полностью утрачено. Никакой новой системы знаний, которая могла бы служить деревне, не возникло. Более того, деревня оказалась исключена из системы накопления и использования технологий, лишена интеллектуальных ресурсов.
Ф.Н.: Мир оказался разделенным на технологичный, индустриальный, развивающийся город и на «застрявшее в прошлом» село, где только «хвосты коровам крутить». Город как пылесос постепенно вытягивал людские ресурсы, все более и более разрушая сельскую действительность, лишая локальные территории сил. На протяжении длительного времени развитие технологий «работало» только на разрушение села.
Г.Т.: Но дальнейшее технологическое развитие в очередной раз раздвинуло границы реальности, шагнуло за пределы городов, предоставило локальным территориям набор новых возможностей.
Корр.: Что это за возможности?
Ф.Н.: Они замечательны, их достаточно много, они могли бы вдохнуть новую жизнь в нашу глубинку. Беда в том, что о них мало кто знает. И мало кто понимает, как ими воспользоваться. Давайте расскажем о некоторых из них.
Первое. Возник целый ряд технологий, которые позволяют создавать локальное немассовое, но конкурентоспособное производство. Появилось немало новых малогабаритных технологий. Это оборудование может быть перемещено и установлено почти где угодно. Оно существенно повышает эффективность труда. С его помощью можно создавать новую экономику малых мест.
Г.Т.: Скажем, появились компактные переносные пилорамы, которые можно вывести в лес и с ее помощью производить качественные доски прямо в лесу. Используя современную швейную машину, можно делать десятки сложнейших операций, например вышивки на футболки. Примеров великое множество.
Увы, до сих пор эти возможности практически не используются. И дело не деньгах. Дело в отсутствии понимания, в незнании. Даже если людям расскажут об этих возможностях, они не знают, как к ним подступиться. У многих разговоры о технологиях просто не укладываются в голове. Нередко услышишь: «Какие там технологии в этой нашей действительности, о чем вы говорите?» Нередко так мыслят и местные руководители.
Ф.Н.: Появились новые технологические и маркетинговые возможности для местных производителей продуктов питания. Местное производство продуктов питания в современных условиях может получить новое дыхание. Конечно, оно не сможет заместить массовое производство, но местные производители вполне могут быть конкурентоспособными, могут развиваться. Ведь местные продукты не содержат того, на чем держится массовое производство, – красителей, консервантов, пестицидов и прочих «прелестей».
Г.Т.: Во многих городах стал расти спрос на натуральные, экологически чистые (органические) продукты. Это может стать значительным ресурсом развития сельских территорий. И здесь найдется место для разных производителей – от частных хозяйств до больших коллективных производств. Можно двигаться по восходящей в развитии кооперации.
Важно создание движения. Важно учиться объединять усилия так, чтобы на выходе получалось больше дохода. Надо выстроить объединение местной территории как общий интерес, но построенный на учете и объединении частных интересов.
Но, по большому счету, сегодня задача стоит не столько в том, чтобы дать товарную продукцию в города. Надо для начала вернуть свои местные рынки. Ведь во многие сельские районы завозится большая часть потребляемых продуктов. Кроме производства сельхозпродукции, можно и нужно думать о развитии целого ряда других малых производств. Но и эти возможности нельзя задействовать без новых технологий, в т.ч. управленческих, маркетинговых и т.д. Большинство селян не обладает пониманием, как работать с продвижением своих товаров, на чем выиграть. Без привнесения технических новшеств трудно снизить производственные затраты и т.д.
Корр.: Но в деревнях остались одни старики. Кто будет этим всем заниматься?
Ф.Н.: Сегодня у сельских территорий появились совершенно новые возможности привлечения людских ресурсов. Наше время приносит новые возможности, которые недавно нельзя было даже представить. Появились слои горожан, которые потенциально могут стать сельскими жителями. В частности, речь идет о новом слое людей, который последние годы быстро рос, – «поколение работающих дома». Это люди, которые работают дома, а результаты своего труда отсылают заказчику через Интернет (дизайнеры, инженеры, бухгалтера, консультанты, верстальщики, набор специальностей, работающих с компьютером, с информационными технологиями…). Они часто общаются со своими клиентами только через системы связи, и заказы получают в других городах, областях, странах, даже континентах. Они «работают не там, где живут». Они могут жить где угодно (но нужна связь). Сельская местность, которая хочет развиваться, могла быть предложить этим людям возможность комфортной жизни в деревне. Эти люди могли бы тогда жить без пробок, шума, стрессов, в экологически чистой среде, зарабатывая, как горожане, но тратя намного меньше, чем в городах.
Г.Т.: Так на селе может возникнуть прослойка людей, занимающихся квалифицированным трудом, который прежде был доступен только горожанам. Они могут создать своеобразный экономический симбиоз с сельхозпроизводителями, оплачивая свежие продукты, услуги. Появление этих людей невероятным образом расширило бы возможности сельских территорий, создав новую сельскую интеллигенцию. Даже несколько таких горожан для местности, где они поселись, открыли бы абсолютно новые возможности. Но, кроме того, можно и нужно думать о том, как вернуть сельскую молодежь, которая уехала в города. И это тоже совершенно реально.
Корр.: Насколько реально, чтобы сегодня люди поехали жить в деревню?
Ф.Н.: Это не фантастика. В каких-то странах перемещение в сельскую местность – уже массовое явление, где-то только начинается. Но, похоже, это нарастающая тенденция. Это процесс начал бы нарастать, если бы сельская местность могла стать «микроурбанизированной средой» (если бы в ней были созданы возможности коммуникаций, хорошие условия для жизни и отдыха).
Г.Т.: Примеров такого перемещения в сельскую местность немало и в России. Начинается «обратная колонизация» сельских территорий, и не только в непосредственной близости от Москвы или Питера…
Ф.Н.: Словом, есть множество различных современных возможностей. Но важно сказать о том, что эти возможности сами по себе не реализуются. Нужны особые усилия, особые проекты, особые программы, которые позволят деревне этими возможностями воспользоваться. Нужны люди, которые это увидят и захотят всем этим воспользоваться.
Корр.: Боюсь, многим сельчанам будет непросто понять и принять подобные идеи.
Ф.Н.: В этом главная загвоздка. Одна из главных причин, почему село сегодня не развивается, заключается в том, что в подавляющем большинстве люди живут в мыслительной среде, которая не дает им видеть возможности, а уж тем более использовать их. Само «вдруг» село развиваться не станет…
Г.Т.: И это не вина сельчан, а беда. Почти любой сельский социум не готов к изменениям, не умеет сам создавать изменения. Но сегодня без умения изменяться нельзя говорить просто о сохранении деревни. И вот эту неготовность к изменениям нужно преодолеть.
Ф.Н.: Нужно принести умение создавать позитивные изменения, быть современным. Поэтому сохранение сельских территорий возможно только в результате инновационного развития. В первую очередь нужно принести то, что называется инновационным поведением населения.
Корр.: Но ведь это необычайно трудно.
Ф.Н.: Я думаю, что опыт, который ИОГИ создал в Архангельской области, со всей очевидностью показывает, что в самых дальних и обездоленных деревнях возможно создавать это инновационное поведение сельчан. И это можно сделать с очень высокой эффективностью, с высочайшей отдачей. Не случайно этот опыт вызвал такой отклик в разных странах.
Г.Т.: Развитие – это не передача денег. Это передача умений, навыков, знаний, которые формируют инновационное поведение жителей, сообщества. Это требует появления профессиональных «развивателей». Инновацию надо принести, адаптировать, показать, научить, помочь внедрить, сопровождать, пока она не приживется. А потом нужно показать остальным, объяснить, растолковать. И тогда эта инновация обретает последователей, становится жизненной реалией.
Ф.Н.: Речь идет по сути дела о появлении новой профессии. Она нарождается одновременно в разных странах. В Венгрии их называют «менторами информационного общества», в Австрии мы называем их «региональными информационными коучами». Где-то зовут «гидами» или тренерами, фасилитаторами, аниматорами… Опыт работы с инновациями, созданный в Архангельской области, представляет огромное значение, и, безусловно, является одним из ключевых ресурсов области. Именно это является одной из главных предпосылок для превращения Архангельской области в международную площадку инновационного развития сельских территорий.

источник:  http://emsu.ru/lg/0903/7.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий