суббота, 26 июля 2014 г.

Экономика – не самоцель. Доминик Веннер


Экономика – не самоцель. Это – один из важнейших элементов жизни обществ, но лишь один элемент. Она не является источником либо объяснением развития человечества. Она — причина или следствие. Объяснение истории следует искать в психологии народов, их энергии и политических добродетелях. Экономика должна подчиняться политической воле.


 Стоит этой воле исчезнуть – а именно в этом заключается особенность либеральных режимов – и экономические силы, отпущенные на свободу, приведут общество к анархии. Поэтому огромная проблема экономики заключается, естественно, в националистической революции. Смертельной «национальной» ошибкой было бы отрицать важность или вовсе отделаться от этого с помощью одного «волшебного» слова, так же допускающего путаницу и оспаривание, как и, например, выражение «общность интересов». Капиталистический строй создал искусственный мир, к которому человек не может приспособиться.
Кроме того, народ эксплуатируется немногочисленной кастой, монополизировавшей всю власть и стремящейся к мировому владычеству. И, наконец, капиталистический строй скрывает за изобилием новых слов устаревшую концепцию, последствия которой вынуждена выдерживать экономика. Эти критические высказывания также дословно относятся и к коммунистам.
Заключение о неприспособленности человека в мире, который больше не предназначен для него, является, как мы видели, политической проблемой. Техническое и экономическое развитие не находит собственного оправдания в самом себе; оправдание зависит от его использования. Новому Государству предстоит подчинить экономику своим целям, превратить ее в орудие новой европейской весны. Создать просветительные ценности, изготовить оружие необходимой мощности, улучшить качество жизни населения – такими будут его цели. Именно в полной переделке структуры предприятия (мы сейчас говорим только о предприятии с финансовым или аналогичным капиталом, а не о небольшом семейном предприятии, которое следует сохранить, и в котором такая проблема отсутствует) и общей организации экономики заключается средство разрушения непомерной власти технократической касты, прекращения эксплуатации рабочих, установления подлинной справедливости, прихода к экономической истине и правильному функционированию.
При капиталистическом строе, так же как и при коммунистическом, предприятие является исключительной собственностью финансового капитала в первом случае и государственного капитала – во втором. Для наемных работников, независимо от того принадлежат ли они к руководящему составу или простым рабочим, результат всегда один: их обворовывают, а ценности, произведенные их трудом, поглощаются капиталом. Такое благоприятное положение дает капиталу полную власть над предприятием, а именно, управление и руководство, хотя эта власть является внешней и направлена прежде всего на получение финансовой прибыли, иногда даже во вред производству и самому предприятию.
Знаменитое высказывание Прудона «Собственность есть кража!» имеет в данном случае буквальное значение. Отмена присвоения – вот справедливое решение, которое положит начало созданию общего предприятия. В этом случае капитал займет положенное ему место элемента производства, наряду с трудом. Они оба будут участвовать с властью, пропорциональной их значению в предприятии, в назначении руководства, экономическом управлении и получении реальной прибыли. Эта революция на предприятии станет частью новой организации экономики, основывающейся на профессии и региональной географической среде. Ликвидируя паразитов и власть богачей, такая революция создаст совокупность посреднических частей. Для этих новых структур, которые смогут легко интегрироваться в Европе, наилучшим определением станет выражение «органичная экономика.

Доминик Веннер, «За позитивную критику», 1964.

Комментариев нет:

Отправить комментарий